Организация контроля знаний

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль преподавателя — сегодня он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, ему необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Посмотрим, как используются новые информационные технологии при организации контроля знаний
Контроль – это один из многих инструментов управления процессом обучения. «Контроль» в широком смысле слова – это компонент учебно-воспитательного процесса, нацеленного на определение уровня усвоения обучающимися образовательного стандарта на разных этапах образовательного процесса.
Организация контроля  может осуществляться в разной форме. На нашем семинаре мы остановимся на одном из альтернативных решений по проведению индивидуального контроля знаний - это компьютерное тестирование с помощью цифровых образовательных ресурсов, созданных  в различных программных сервисах.


Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся

       Для выяснения роли контроля в процессе обучения  рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.
        В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
             Различают три типа контроля: внешний контроль преподавателя за деятельностью студентов, взаимоконтроль и самоконтроль. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае студентом осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Виды контроля:
Виды контроля
Содержание
Методы
Вводный
Уровень знаний, общая эрудиция.
Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение.
Текущий
Освоение учебного материала по теме, учебной единице.
Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.
Коррекция
Ликвидация пробелов.
Повторные тесты, индивидуальные консультации.
Итоговый
Контроль выполнения поставленных задач.
Представление продукта на разных уровнях.


Методы контроля: устный опрос, письменный контроль, диктант, зачет, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, лабораторная работа, тест; кроссворд, головоломка, викторина, шарада, интерактивная игра ...

                                 Тестирование как форма контроля знаний учащихся


        Постепенный переход от традиционных форм контроля и оценивания знаний к компьютерному тестированию отвечает духу времени и общей концепции модернизации и компьютеризации российской системы образования.

          Тест (test (англ.) – испытание, проверка, проба, мерило, критерий, опыт) – краткое    стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс.

Функции тестирования 

       Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:
                    Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
                  Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
                  Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Оно позволяет более рационально использовать время занятий, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь со студентами и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы.          

  Основные формы тестовых заданий

      Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.
Различают следующие виды тестов.
      Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них  выбирается тот, который считается верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую студент может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.
    
      Избирательные тесты могут быть различными:
1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.
2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.
3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).

Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.
Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.
Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.
Перечисленные формы компьютерного представления тестовых заданий не исчерпывают их многообразия. Многое зависит от мастерства и изобретательности преподавателя. При создании тестов важно учитывать многие обстоятельства, например, личность тестируемого, вид контроля, методику использования тестов в учебном процессе и т.д.

Выбор формы зависит от:
       ·      цели тестирования,
       ·      содержания теста,
       ·      технических возможностей,
    ·   уровня подготовленности преподавателя в области теории и методики тестового контроля знаний.
       Самым лучшим можно считать тест, в котором заложено широкое содержание, и оно охватывает более глубокие уровни знаний.  
      
          Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:
1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.
2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.
3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.
4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.
5.Активизирует мышление студентов.
6. Дает возможность преподавателю критически оценить свои методы преподавания.
Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью студента, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.
Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.


       При разработке тестов необходимо придерживаться следующих принципов:
• Тест должен соответствовать целям тестирования;
• Нужно определить значимость проверяемых знаний в общей системе проверяемых знаний;
• Должна быть обеспечена взаимосвязь содержания и формы теста;
• Тестовые задания должны быть правильными с точки зрения содержания (корректными);
• Тест должен соответствовать уровню современного состояния науки;
• Содержание теста должно быть комплексным и сбалансированным;
• Содержание теста должно быть системным, но, вместе с тем, вариативным.

       В начале любого теста дается краткая инструкция по выполнению задания, например: "Выберите правильный ответ…", "Выберите наиболее правильный ответ…", "Впечатайте в свободном поле ответ…" и т.п. Если задания представлены в одной форме, инструкция пишется один раз для всего теста. Если же тест включает различные задания, то перед каждым новым заданием пишется новая инструкция. Текст задания, как правило, пишется прописными буквами или жирным шрифтом для того, чтобы зрительно сразу же отделить само задание от вариантов ответа.

        Главные требования к  системе компьютерного контроля заключаются в том, что:
   * тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;
Текст заданий (и ответов!) компьютерных тестов необходимо делать кратким и лаконичным. Краткость обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смысла задания. Полностью должны исключаться повторы слов, малопонятные, редко употребляемые слова, а также неизвестные учащимся символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла.
   * компьютерный тест должен быть простым в использовании;
На экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его.
   * в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;
Наличие заранее разработанных правил выставления баллов – это одно из важных требований при тестировании . В общем случае применения тестов за правильный ответ в каждом задании дается один балл, за неправильный - ноль. Сумма всех баллов, полученных студентом, дает число правильных ответов. Это число ассоциируется с уровнем его знаний и с понятием "тестовый балл испытуемого".
   * тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить;
   * вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;
   * вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символического обозначения для того, чтобы исключить запоминание вопроса по порядку его следования или символу, его обозначающему;
   * варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке;
   * необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время.  

                               Технология   составления теста

      Тест представляет собой сформированный в определенной последовательности перечень  заданий, количество и состав, которых зависит от целей тестирования. Дидактическое содержание теста определяется целью тестирования и предметной областью.
Технология создания теста по дисциплине предполагает несколько последовательных этапов:
  1. Постановка целей и задач  контроля. 
  2. Определение целей тестирования: 
обучение (самостоятельный тренинг учащихся);
текущий контроль знаний  (диагностика усвоения, отдельных тем и разделов);
 рубежный контроль знаний;
итоговый контроль знаний  (по всей программе).
 Четко формулируется для чего разработан тест, какие функции выполняет.  
Целью входного контроля является оценивание исходной подготовленности обучаемого  по дисциплине, то есть степени владения им знаниями, требуемыми для успешного усвоения  курса. Промежуточный контроль представляет собой тест, состоящий из 5-10 компактных заданий, реализуемых непосредственно после изучаемого материала и предназначенный для оперативного оценивания его усвоения. Рубежный - проводится по итогам изучения темы, раздела курса. Итоговый контроль предусматривается в конце изучения курса и покрывает его содержание в целом. Его результаты служат основой для аттестации обучаемого.
  3.  Анализ и систематизация материала.
  4. Разработка таблицы уровня сложности тестовых заданий,  таблицы проверяемых в тесте понятий в соответствии с  заданием.
  5.  Разработка тестовых заданий.
  6. Экспертиза содержания и формы заданий (рецензирование) и корректировка.
  7. Определение объема  (количества тестовых заданий) в тесте и времени  его выполнения.
 8. Разработка методики тестирования, определение и расчет показателей оценки. Составляется элементарная шкала: количество тестовых заданий предъявленных к выполнению соотнесено с количеством правильных ответов. Определяется диапазон положительной оценки. Количество правильных ответов для получения зачета, оценки хорошо, отлично и т.д.
 9.   Апробация теста.
10. Корректировка и добавление новых заданий для улучшения системообразующих параметров теста на основании результатов апробации.
11.  Формирование окончательного варианта теста.
12.  Разработка инструкций для учащихся.


Практикум

Поработаем с еще одним очень полезным сервисом для систематизации знаний ClassTool.net
Познакомиться с инструкцией работы на сервисе можно здесь

Перейдите по ссылке и выполните следующее задание,  найдите характерные особенности организации контроля знаний и отобразите их с помощью схемы "рыбий скелет"



После ого, как вы заполните "рыбий скелет", сохраните ссылку (о том как сохраняется ссылка на данном сервисе необходимо прочитать в инструкции). Далее в комментариях к этой странице вставьте ссылку на Вашу работу и Вашу фамилию.





1 комментарий:

  1. http://www.classtools.net/widgets/fishbone_1/pDfJ4.htm
    Евтягина Н.Д., Бессекернова Л.В., Бугрова О.В., Куликова Н.С.

    ОтветитьУдалить